Журналист Новосибирска Петр Маняхин оспорит признание его иноагентом
В Железнодорожный районный суд Новосибирский журналист Петр Маняхин подал исковое заявление, оспаривавшее решение Минюста РФ о включении его в перечень СМИ-иноагентов. Истец считает, что включение его в данный реесстр нарушает права на свободу слова и частной жизни.
Напомним, Петр Маняхин 15 июля 2021 года был включен Министерством юстиции РФ в Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. В этом же реестре позже иноагентом была признана еще одна новосибирская журналистка София Гройсман.
Ранее на своей странице в соцсетях признанный иноагентом Петр Маняхин уже высказывал, что считает закон о СМИ-иноагентах нарушающим права граждан, гарантированных Конституцией РФ. Каждое свое сообщение в публичном пространстве он, как и требует закон, предваряет следующей фразой: «ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА».
– Исходя из заявлений официальных лиц, список СМИ-иноагентов нужен, чтобы граждане знали, на чьи же деньги пишут журналисты. Отчетность должна «повысить прозрачность» деятельности СМИ. Логично было бы предположить, что пресловутая отчетность должна содержать, в первую очередь, источники доходов СМИ и журналистов и быть чем-то сродни декларациям депутатов и чиновников. По факту отчет представляет из себя сведения о РАСХОДАХ журналиста. То есть российская общественность должна знать, сколько денег я потратил на продукты, сколько – на поездки в электричках на дачу и сколько на подписку Xbox Game Pass. По логике формы Минюста, сведения о доходах подчинены сведениям о расходах. Если деньги, полученные от Госдепа, не потрачены – отчитываться за них не надо. Если потрачены деньги, полученные в 2014 году от ООО «Рога и копыта», – отчитайся обязательно, это же так важно для понимания, в «чьих интересах» ты сейчас пишешь свои записульки, – написал иноагент Петр Маняхин.
Иск в Железнодорожный районный суд Новосибирска с обжалованием включения его в реестр СМИ-иноагентов, Петр Маняхин подал к Минюсту РФ и его управлению по Новосибирской области. К рассмотрению дела он просит привлечь и Министерство иностранных дел, которое согласовывает списки иностранных агентов.
– Нарушения Конституции мне видятся в части нарушения права на свободу информации и свободу выражения мнения и в части нарушения неприкосновенности частной жизни. Обязанность маркировать сообщения такой длинной и стилистически ужасной пометкой лишает меня права свободно высказываться, так как ставить ее - моя обязанность. Еще необходимость ставить эту пометку ставит меня в неравное положение с другими журналистами, не признанными иностранными агентами, в части получения информации, доступа к аудитории и карьерных возможностей. Право на неприкосновенность частной жизни нарушено отчетами, в которых я должен сообщать все сведения о своей финансово-хозяйственной деятельности, включая покупку продуктов и лекарств, а также обо всех своих контрагентов. Еще одно прямое нарушение - обязанность публиковать в СМИ или интернете отчеты о своей «деятельности». К «деятельности», исходя из толкования норм Минюста, относится не только моя журналистская работа, которая по определению публична, но и сведения моей частной жизни, – пояснил «Прецеденту» Петр Маняхин.
Читайте также в «Прецеденте» о судебном заседании, в котором ГУ МВД РФ по Новосибирской области требует взыскать почти 2,8 млн рублей с семерых участников несанкционированной акции, пошедшей в центре Новосибирска 23 января 2021 года.
Александр Могилин